Аэродинамика.

Как правило, к двухмоторным моделям подходят, имея определенный опыт в постройке и пилотировании одномоторных моделей. В этом разделе я коснусь отличий аэродинамики одномоторной и двух - многомоторной модели.

Эти отличия нужно ясно понимать, так как именно они определяют как конструктивные особенности, так и разницу в пилотировании, как в обычном режиме, так и в аварийном, при остановке одного двигателя.

1. Начнём с хвостового оперения.

Одномоторная схема.

Имеем принудительный обдув от вращающегося винта. Что нам это даёт – руль высоты, и руль направления имеют определенную эффективность даже при нулевой полётной скорости. Эта эффективность тем выше, чем сильнее поток воздуха от винта. Если Вы почувствовали снижение эффективности рулей, достаточно двинуть ручку газа вперед, как эффективность рулей направления и высоты восстановится.

Двух - многомоторная схема.

То, что написано выше касается только руля высоты. Руль направления находится вне потока. Это означает, что при нулевой полётной скорости эффективность, как руля направления, так и киля в целом равны нулю. Вертикальное оперение начнёт работать только при определенной скорости перемещения модели относительно воздуха. Двух килевая схема свободна от этой особенности, но, к сожалению, на этом отличия не заканчиваются. А то все бы делали двух, трёх, четырёх килевое оперение.

2. Крыло.

Одномоторная схема.

Крыло обдувается незначительно, площадь охвата элеронов небольшая. Эффективность есть, но не значительная. При снижении полетной скорости, первыми теряют эффективность элероны. Собственно снижение эффективности элеронов – первый признак пред штопорного состояния модели.

Двух - многомоторная модель.

Крыло и элероны находятся в зоне интенсивного обдува от вращающихся винтов. Крыло и элероны прекрасно работают даже при небольшой полётной скорости модели. Если в одномоторной схеме для восстановления эффективности работы элеронов необходимо ждать пока модель разгонится, то в двух и особенно четырёх моторной схемах, эффективность восстанавливается в тот же момент, как только быстрее завращаются винты. Вроде все хорошо и мы получили большую бочку с мёдом, но в жизни халявы не бывает. Про дёготь будет в следующе разделе.