Как из одномоторной модели сделать двухмоторную.

В данной заметке рассматриваются вопросы конвертации любой одномоторной модели в двух или многомоторную.

У Вас есть желание сделать двухмоторную модель, а подходящей под Ваши запросы нет. Одним из способов является конвертация одномоторной модели в двухмоторную.

Независимо от того, какая модель выбрана для конвертации - в виде готового чертежа, КИТа, ARF или уже готовой модели -без ножа обойтись не удастся. С моей точки зрения лучшими вариантами будут первые два, так как позволяют максимально адаптировать конструкцию под требования двух многомоторной модели.

В случае ARF придется идти на некоторые компромиссы, но и этот способ имеет право на жизнь, так как он позволяет наиболее быстро изготовить требуемую модель. Основные работы уже сделаны за нас производителем.

Итак, начнём.

Хвостовое оперение.

Стабилизатор – берём, какой есть. Он нас устроит полностью, если только Вы не решили сделать двух килевое вертикальное оперение. В таком случае простой пластинкой вряд ли можно обойтись из соображений прочности.

Киль с рулём направления откладываем в сторону. Для нашей модели они не подходят, нужно будет увеличить площадь киля и руля направления в 1.5 раза. Поэтому придётся его изготовить самостоятельно.

Крыло.

Крыло – в отличие от одномоторной модели, та часть крыла, которая заключена между гондолами, испытывает значительные нагрузки от вибрации работающих двигателей. Вся поверхность крыла с захватом гондол должна быть зашита пластинами бальзы, при наборном крыле. По возможности следует добавить фанерные полки лонжерона с захватом гондол. Нервюры, между которыми будут вклеены гондолы, должны быть, либо усилены фанерными накладками из тонкой фанеры в случае ARF, либо изготовлены из лёгкой 3-х мм фанеры.

Гондолы должны быть установлены как можно ближе к фюзеляжу. В случае ARF выбора практически нет, в остальных случаях нужно так перераспределить положение нервюр, чтобы зазор между винтом и фюзеляжем был не более 5 мм. Если ДВС двигатели установлены на виброгасящие моторамы, этот зазор нужно увеличить.

Конструкция гондол ничем не отличается от конструкции носовой части фюзеляжа обычной модели. Гондолы вклеиваются на эпоксидной смоле между усиленными нервюрами. В каждой гондоле устанавливается топливный бак и рулевая привода заслонки.

В случае электродвижения в каждой гондоле должен быть установлен регулятор, а вот аккумулятор вряд ли удастся установить в гондоле.

Фюзеляж.

Фюзеляж-основное отличие от одномоторной модели – отсутствие двигателя в носовой части, если только не трехмоторная схема. При прототипе с носовым колесом не обойтись без усиленного первого шпангоута, а вот если шасси с хвостовым колесом, то при возможности ставьте максимально облегченным первый шпангоут. Никакой нагрузки он не несёт. Носовую часть фюзеляжа до крыла желательно делать максимально облегчённой. Это позволит сэкономить немного веса.

Размещение оборудования.

Модель набирает дополнительный вес во время конвертации, поэтому балансировать модель при помощи свинца непозволительная роскошь. Вначале попробуйте отбалансировать модель путём размещения аппаратуры. Размещением как бортовых, так и ходовых аккумуляторов можно двигать центр тяжести в довольно значительных пределах. Используйте свинец только в крайнем случае, когда Вы исчерпали все другие средства.

Пожалуй это все, что нужно знать, чтобы успешно, практически из любой одномоторной модели, сделать двухмоторную.