Посадка при боковом ветре.

Боковой ветер, даже не большой силы очень часто вызывает значительные затруднения у моделистов при посадке. В лучшем случае человек отказывается от вылета, в худшем заходит на посадку не прямо на полосу, а как то сбоку, что сопряжено очень часто либо с пролетом над техзоной, либо над зрителями, либо садится по направлению к техзоне, либо зрителям, создавая определённую угрозу для окружающих.

Ветер строго поперёк полосы бывает редко. Он дует, как привило, под тем или иным углом к полосе. Садиться нужно всегда в ту сторону, откуда дует ветер, хоть и угловой. Таким образом, мы снижаем посадочную скорость относительно земли. Понимая, как нужно садиться при строго боковым ветром, Вы всегда сможете слегка подкорректировать пилотирование, чтобы совершить красивую посадку строго по полосе в любых условиях.

    Если при ветре по полосе у нас только один вариант посадки, то в случае бокового ветра вариантов два:
  1. Ветер дует в спину.
  2. Ветер дует в лицо.

Рассматривать будем по отдельности, так как в одном случае довольно легко выполнить коробочку, но сложно правильно выполнить глиссаду и посадку, в другом всё как раз наоборот.

Как и в первой части, предположим, что модель летает в неподвижном воздухе, а двигаться заставим ВПП, с прикреплённой траекторией полета по коробочке. Расставим точки поворотов, после этого проанализируем, получившийся результат.

Посадка с ветром со спины.

В таком случае это будет эквивалентно тому, что полоса движется на нас. Отметим точки поворотов в неподвижном воздухе. Уберём полосу с коробочкой и соединим точки поворота. Получим траекторию движения модели в воздухе.

Рассмотрим углы.

Углы больше 90 градусов (а и б) теперь у нас расположились слева, меньше (в и г) справа. Т.е. с противоположной стороны от глиссады углы больше, на стороне глиссады меньше.

О сторонах поговорим подробнее.

Сторона А.

Модель должна пролететь строго по центру полосы. Судя по траектории, модель будет двигаться, развернув слегка нос в сторону пилота, как бы догоняя полосу. Это положение нужно постараться запомнить, так как именно в таком положении мы должны выйти из виража в точке 5 строго по центру полосы. При этом существует ошибочное мнение, что в таком случае нужно подруливать рулём направления. Нет. В неподвижном воздухе модель движется совершенно прямолинейно, и любое отклонение руля направления уведёт модель с курса.

Сторона Б.

На первый взгляд ничего примечательно или сверхъестественного в ней нет. Но присмотритесь – она очень короткая. Действительно откуда взяться длине, если модель летит навстречу движущейся полосе. Т.е. время нахождения модели на этой стороне очень короткое. При достаточно сильном ветре её вообще может не быть, так как это на схеме угол, на самом деле модель поворачивает по циркуляции – закруглению. Если модель достаточно медленная, а ветер довольно сильный то времени совершения виража может только хватить, чтобы перейти на сторону В, либо даже не хватить и модель отлетит от полосы и придётся её на стороне В подтягивать к полосе.

Опасность этой стороны в том, что модель визуально движется довольно быстро и появляется непроизвольное желание её притормозить, прибрав газ, но делать это ни в коем случае нельзя.

Сторона В.

Наверное, самая простая составляющая коробочки. Главная задача пилота не отпустить далеко модель, или в нашем случае, движущейся ВПП, не отстать.

Сторона Г.

Модель догоняет полосу. Движение достаточно медленное, есть время подумать и приготовиться к расчетному повороту на глиссаду. Небольшая проблема может возникнуть только если Вы, видя такое медленное движение модели, прибавите газ, если не учитывать, что полётная скорость достаточно высока, модель может набрать высоту, делая вираж. Может получиться – либо скорость высока, либо высота и попасть в начало полосы будет проблематично. Уходим на второй круг, и, сделав необходимые корректировки, заходим на посадку.

Глиссада.

Не учитывать движение ВПП на глиссаде мы не можем. Если мы будем снижаться прямо, мы не попадём на полосу. По аналогии с посадкой в ветер вдоль полосы напрашивается сделать упреждение, залететь за полосу на столько, чтобы к моменту касания модель находилась ровно над полосой. Если Вы летаете один, то такой способ имеет право на жизнь, но если Вам хотя бы иногда приходится летать при зрителях, такой способ не годится. Давайте посмотрим на рисунок.

Полагаю, объяснять, что так заходить на посадку недопустимо, ни при каких обстоятельствах. Залёт за спину – это должно быть табу.

Давайте посмотрим, как модель должна двигаться в неподвижном воздухе, чтобы попасть на полосу. Соединим как обычно опорные точки и разберём, получившийся результат. Опорными точками теперь будут являться точки смены фаз. Выравнивание 6, парашютирования 7.

Давайте проанализируем получившийся результат.

Чтобы попасть на полосу модель должна лететь на глиссаде в том же положении, что и на стороне А коробочки. Как бы догоняя уходящую полосу. Т.е. модель летит по глиссаде, слегка развернувшись в сторону пилота и зрителей. В этом положении и заключается основная проблема этого маневра. Давайте ещё раз вернемся к распределению скорости ветра по вертикали.

Распределение это условно, на самом деле нет чётких границ. Со снижением модели скорость ветра, или движения ВПП замедляется, и, если Вы будете держать модель в том положении, в котором начинали снижение модель начнётся приближаться к Вам, что недопустимо. Нужно быть готовым корректировать положение модели таким образом, чтобы она продолжала снижаться с прицелом на середину полосы. На стадии удерживания нужно продолжать корректировать положение модели.

Касание.

Небольшие модели, массой до килограмма можно таким образом выдерживать до точки касания, что не скажешь о моделях большей массы. Если не предпринять никаких корректирующих действий непосредственно перед касанием, то возможно повреждение шасси или даже опрокидывание модели, так как касание будет происходит боком. Что же нужно сделать? Достаточно рулём направления в стадии парашютирования выровнять модель строго по полосе. Далее произойдёт плавное касание, точно так же как и в штиль.

Ветер в лицо.

Как и прежде начнём с разбора коробочки. Думаю можно сразу же нарисовать движение модели в неподвижном воздухе. Оно ни чем не отличается от движения при ветре в спину, кроме того, что короткая и длинная стороны поменяются местами.

Рассмотрим только сторону Г. По этой стороне модель, как нам кажется, летит очень быстро. Времени на выполнение расчета для выхода в точку начала глиссады очень мало. Чуть зазевались и модель уже за спиной. Как я писал выше, при достаточно сильном ветре, такая сторона может вообще отсутствовать, и, чтобы попасть в точку 5 начала глиссады, нужно делать один вираж близкий к 180 градусам.
Что же делать, если нам не хватает времени на то чтобы правильно рассчитать выход в точку 5 начала глиссады? Напрашивается логичный выход удлинением стороны Б, тем самым мы в какой то мере увеличим сторону Г. Это первый способ и он работает.

При сильном ветре или быстром движении ВПП от нас, нужно будет очень далеко отлетать от себя, практически на границу видимости нормального контроля над моделью. Как ни странно, но в таком случае нужно укорачивать сторону Б.

Давайте внимательно рассмотрим наш манёвр.

Исходное положение. Пролетели по стороне А. Пока никаких отличий нет.
Укорачиваем сторону Б. Сделать это не сложно, модель догоняет полосу, поэтому движется сравнительно медленно. Пролетаем не далеко перед собой назад по стороне В. Выходим в точку 4. Она не должна выходить за красную линию.
Из точки 4 меняем сторону виража. Если до этого мы делали правые виражи, то из этой точки мы делаем левый, выходим в точку 5 начала глиссады. Полосу догоняем, поэтому модель движется относительно не быстро.

Глиссада.

На глиссаде модель движется, отвернув от пилота. Поэтому если мы вовремя не заметили, что ветер стал тише, её просто снесёт немного к другому концу полосы. Конечно, нужно следить, чтобы модель не вылетела за полосу, но угрозы она представлять не будет.

Вот и всё, что я могу рассказать про посадку. Внимательно прочитав все статьи, Вы будете в состоянии посадить модель в любых условиях и Вас больше не остановит никакой ветер любого направления.