Аварийная посадка двух моторной модели - это совсем не сложно/Часть I

Вступление

Отказ одного двигателя на двух моторной модели – это один из факторов, который останавливает некоторых от постройки или приобретения модели. Ничего фатального в отказе одного двигателя нет. При грамотном пилотировании в такой ситуации шансов спасти модель больше, если сравнивать с одно моторной моделью, у которой отказал единственный двигатель.

Особенность развития аварийной ситуации при отказе одного двигателя двухмоторной модели состоит в том, что в штопор входит киль и одна консоль с заглохшим двигателем.

Без понимания этого факта, невозможно выработать сценарий спасения модели. Все наши действия должны быть направления на предотвращения сваливания на крыло и потери эффективности киля.

Основным врагом в такой ситуации будет ни ветер, ни дождь и т.д. – это паника, вызванные ею судорожные дёргания ручек управления. Сохраняйте спокойствие. Спокойствие и ещё раз спокойствие.

Самым простым и логичным решением будет либо перевести оставшийся в работе двигатель на холостые обороты, либо даже его заглушить и сажать модель по типу аварийной посадки одно моторной модели. Вполне рабочая технология. Она позволит Вам практически всегда, при запасе высоты и трезвом расчёте сохранить модель, либо минимизировать повреждения.

Что ж делать, если становится, в какой-то момент, ясно, что не долетаем или не долетим.

Если Вы заглушили оставшийся в работе двигатель, то только минимизировать предполагаемые повреждения модели, а вот если Вы не заглушили рабочий двигатель, то шансов безопасно сесть на много больше.

Ниже описанная технология предусматривает, что пилот владеет базовыми навыками управления и посадки одномоторных моделей, как с работающим, так и заглохшим двигателем.

На всех стадиях пилотирования с отказавшим двигателем мы должны минимизировать разницу в подъёмной силе между двумя консолями, сохраняя при этом эффективность киля.

Работа ручкой газа.

Рассмотрим рисунок, показывающий расстояние пролетаемое моделью после остановки двигателя, в первом случае без использования оставшегося в работе двигателя, во втором с использованием.

Красная линия - указывает на дистанцию, которую пролетит модель включив всю механизацию на крыле, включая выпуск шасси и интенсивно работая всеми рулями с выключенными двигателями.

Чёрная линия - указывает на дистанцию, которую пролетит модель не включая никакую механизацию с выключенными двигателями.

Синяя линия - указывает на дистанцию, которую пролетит модель с использованием тяги от оставшегося в работе двигателя без использования механизации на крыле и не работая рулями.

В случае отказа от использования двигателя мы должны расчитать заход так, чтобы попасть на полосу в пределах зелёной стрелки. Если же мы будем использовать в работе оставшийся двигатель, то диаппазон попадания на полосу расширяется до сиреневой стрелки.

Что для этого нужно? Думаю, Вы уже догадались – прибавить обороты, но если мы просто двинем ручку газа, модель завалится через какое то время. Важно, как только прибавились обороты, внимательно наблюдать за поведением модели. Дополнительно можно разгонять модель за счёт снижения. Компенсировать разворот модели допустимо только рулём направления. Никаких элеронов, запомните, элероны наш основной враг, они создают значительное сопротивление и ухудшают несущие свойства крыла, а этого мы не можем допустить. Как только Вы почувствовали, что модель начинает уходить с курса, при этом она начинает замедляться либо убираем газ, либо переводим в более крутое снижение, а лучше и то и другое. Работаем только газом, рулями направления и высоты. Если этого не сделать, следующим движением модели будет опускание заглохшей стороны и падение.

Почему уменьшение оборотов приводит к нормализации и приостановке снижения скорости.
Модель разворачивает всё больше и больше из-за снижения эффективности киля. Всё большая боковая поверхность фюзеляжа подставляется под встречный поток, вызывая дополнительное торможение. Как только мы убираем газ модель выравнивается по курсу, торможение прекращается.

Что будет если этого не сделать? Как только киль войдёт в штопор(перестанет удерживать модель на курсе), модель резко развернётся, дополнительно подставив боковую поверхность фюзеляжа – фактически тормоз, резкое замедление и падение.

Если мы всё сделали правильно, снижение не большое, мы пролетели какое-то расстояние, меньше потеряли высоты, либо вообще не снизились, значит больше шансов долететь до взлётки.

Сформулируем первое правило.

Вы можете давать газ вплоть до полного на оставшемся в работе двигателе, только если модель летит быстро и эта скорость позволяет удерживать модель рулем направления на курсе. Если вы заметили уменьшение скорости и/ или ослабление влияния руля направления – немедленно переводите двигатель на холостые обороты.

Руль направления.

Управляет моделью в горизонтальной плоскости и не оказывает (значительного, в отличие от элеронов) влияния на несущие свойства крыла. Его работа во время работы одного двигателя имеет две особенности.
1. Плохо разворачивает модель в сторону работающего мотора, либо вообще не разворачивает. Возможно, что при наличии значительной скорости, после разгона модели на снижении, сможете повернуть и в сторону работающего. Если Ваша модель сможет повернуть, поворачивайте. Это полностью безопасно.
2. Очень хорошо поворачивает модель в сторону заглохшей стороны. Вернее он не сам, ему помогает момент, развиваемый работающим двигателем. Эта лёгкость подкупает, но обращаю Ваше внимание, что в этом случае разворот будет происходить вокруг заглохшей стороны, т.е. линейная скорость работающей стороны увеличится, а заглохшей уменьшиться. Выполняя, разворот, таким образом, мы дополнительно снижаем несущие свойства заглохшей стороны, а это может быть последней соломинкой держащей модель в воздухе.

Итак, можно сформулировать второе правило.

При полёте на одном двигателе никогда не поворачивайте в сторону заглохшего двигателя. Ни при каких условиях.

Элероны

Работа элеронов вносит дополнительное возмущение на крыло, тем самым снижая его несущие свойства. Нам же нужно бороться за каждый грамм подъёмной силы на заглохшей стороне. Вроде чуть больше чуть меньше не критично, но не нужно забывать, что срыв в штопор происходит резко, а не плавно. Полёт от падения отделяют мгновения.

Вот и третье правило.

При полёте на одном двигателе должна быть полностью исключена работа элеронов

Конец первой части.