Аварийная посадка двух моторной модели - это совсем не сложно/Часть II

Признаки отказа двигателя

Крайне важно вовремя заметить остановку одного из двигателей. Чем раньше Вы обнаружите остановку одного двигателя, тем больше шансов безопасно посадить модель.

Перечислим признаки, по который можно определить, что один двигатель стоит.

  1. Снижение тяги в два раза в случае двух двигателей. Если модель многомоторная, то не трудно посчитать процент снижения. Четырёхмоторная – 25%.
  2. Визуально - остановившийся винт. Это дополнительный стимул для электролётчиков программировать регулятор на тормоз.
  3. На ДВС - по отсутствию выхлопа из одного двигателя.
  4. Практически это все признаки аварийной ситуации для многомоторной модели. Конечно, на Вашей конкретной модели может быть по-другому, но у моей четырехмоторной заметить можно только эти.

  5. Модель или совсем не реагирует или очень вяло на попытку повернуть либо задать крен в одну сторону. – Это сторона с работающим двигателем.
  6. Модель очень резко реагирует на попытку повернуть или задать крен в одну сторону. – Это заглохшая сторона.
  7. Модель начинает разворачиваться в одну сторону во время увеличения оборотов. Это заглохшая сторона.

Как только у Вас появилось подозрение, что остановился один из двигателей, лучшим решением будет, убрать газ и пролететь на расстоянии визуального определения вращающегося или остановившегося винта.

Собственно и все. Других признаков я не знаю.

То что можно услышать отказ одного двигателя – миф. Пилот, это, прежде всего глаза, голова и руки. Постоянно анализируйте поведение модели и её отклик на Ваши команды. Пока Вы будете разбираться в тонах звучания модель будет разбита.


Мы определились с признаками. Пора возвращаться к пилотированию в аварийной ситуации.

Итак, из первой части мы знаем, что есть два способа пилотирования в такой ситуации.

  1. Выключить, вернее, перевести оставшийся двигатель в режим холостого хода и пытаться попасть на полосу обычной манерой пилотирования одномоторной модели. Метод всем хорош, но далеко не пролетишь.
  2. Пытаться лететь на одном двигателе, чтобы достичь полосы. Да мы можем относительно далеко пролететь, но довольно трудно пилотировать. В одну сторону поворачивать нельзя, в другую трудно, да и может быть невозможно, зрители, деревья и т.д. Даже если модель и поворачивает в сторону работающего двигателя, но поворот очень вялый, модель станет медленно отдаляться от Вас, что тоже опасно.

На первый взгляд вы безвыходной ситуации. Так где же выход? Выход прост как апельсин. Он состоит в том, что нужно объединить в одно целое два эти способа, взяв только положительное из одного и другого.

Давайте опишем положительные моменты каждого типа пилотирования в такой ситуации.

  1. Вы можете управлять моделью как обычно, пока у Вас есть скорость или только на снижении. Вы можете делать обычные повороты элеронами и рулём высоты либо рулём направления в любую сторону. (Оставшийся в работе двигатель переведен в режим холостых оборотов.)
  2. Вы можете лететь с полным газом, но только по прямой. Повороты в любую сторону запрещены. (Оставшийся двигатель работает на полную или почти на полную мощность.)

После того как обнаружено или у Вас закрались подозрения, что один двигатель стоит, полёт должен проходить по схеме.

Летим прямо, даём газ, компенсируем уход модели с курса рулём направления, учитывая рекомендации из части I, подходим к точке поворота, убираем газ (практически мы убрали опрокидывающий момент + неравномерность тяги), обычным способом разворачиваем модель в ЛЮБУЮ УДОБНУЮ СТОРОНУ . Следим за скоростью, при необходимости отдаём руль высоты от себя. Выходим из виража, выравниваем модель, плавно прибавляем газ, летим дальше. В будущем, когда Вы освоитесь можно будет при повороте в сторону работающего двигателя не убирать газ полностью. После выхода из виража можно увеличить обороты до максимальных, внимательно наблюдая за поведением модели.

Давайте сформулируем два золотых правила полета на одном двигателе двухмоторной модели.

  1. Чем модель летит быстрее, тем вы можете дать больше оборотов.
  2. Работаем либо газом, либо элеронами и никогда вместе. Нужно дать газ, элероны в ноль. Нужны элероны, газ в ноль.
  3. Про многомоторную модель я бы не был так категоричен. Моя управляется в штатном режиме на трёх двигателях, только есть недостаток тяги, высоту не набирает, но горизонт держит без снижения скорости. Поэтому если у Вас больше двух двигателей в первый раз придерживайтесь рекомендаций для двухмоторной модели. Буквально через несколько секунд полёта Вы поймете как себя вести.

    Теперь Вы тоже знаете, что нет ничего сложного в отказе одного двигателя на двухмоторной модели. Конечно я не могу застраховать Вас от пролета мимо полосы, но выполняя выше описанные рекомендации, Вы никогда на свалитесь в спираль. Максимум, это подогнутые шасси или даже выломанные, но это все намного лучше, чем пополам фюзеляж и крыло в щепки.

    На последок я хочу напомнить, что какая бы не была дорогая модель, Ваше пилотирование в штатной и аварийной ситуациях не должно нести угрозы окружающим. Модель должна быть без сожаления разбита, если возможно появление угрозы, либо возникает угроза пролета над зрителями не зависимо от того аварийная это ситуация или штатная.

    В следующей главе я покажу мастер - класс. Это короткое видео с моими коментариями. Даны коментарии поведения модели, описание действий пилота, последствия неправильных действий. Вначале я хотел поместить этот материал в эту главу, но потом решил, что в отдельной будет правильнее. Если появится ещё чего нибудь, всегда можно будет дополнить.