Выбор двигателей для двух - многомоторной модели.

Повторюсь фразой из пролога – выбирайте тот тип движения, к которому привыкли – это будет самый правильный выбор. Летают двухмоторники и с электродвигателями и с ДВС. Для себя я выбрал ДВС четыре такта для двух четырехмоторника и электро движение для одномоторных моделей. Допускаю, что у Вас проблемы с топливом, тогда выбор ограничен, либо большой бензин, либо в приемлемых размерах электродвигатель. Благо батарейки по почте шлют без проблем.

Если Вы дружите со всеми видами одинаково, то я могу привести следующую классификацию.

Подбор двигателей по объёму/мощности.

Для меня выбор однозначен - в штатном режиме работа всех двигателей должна обеспечивать желаемый стиль полёта. Обычно, модели имеют некоторый запас по мощности. Не нужно отходить от этого правила и здесь. Делаете копию транспорта, не планируете делать петли, бочки. Хотите рассекать воздух плавными кругами – выбирайте двигатели, обеспечивающие только такой режим полета. Такой режим обеспечивают модели с энергетикой эквивалентной тренеру. Если же Вы делаете ПЕ-3 или Лайтинг – истребители, либо как у меня, просто пилотажки и хотите, чтобы они с легкостью выполняли элементы высшего пилотажа – выбирайте моторы соответствующие пилотажной модели.

Пример: делаем модель размахом 1600-1700. Если мы хотим получить характеристики тренера, то это модель 40-50 классов. Следовательно, нам будет достаточно двигателей с общий объёмом 0.40-0.50 куб. дюймов в двухтактном варианте и 0.60-0.75 куб. дюймов в четырёхтактном, либо эквивалента в электродвигателях.

Если же мы делаем модель с прицелом на пилотаж, то с таким размахом это уже модель 60-90 классов. Соответственно и двигатели нужны мощнее. Принцип выбора аналогичен выше изложенному.

Вроде запас мощности ещё никому не мешал, но любое умощнение влечет за собой рост массы модели, скоростей полета и усложнению пилотирования как в штатном, так и а аварийном режимах.

Давайте рассмотрим, что мы получаем. Чем больше мощность оставшегося в работе двигателя, тем больше будет разворачивающий момент и тем быстрее модель начнет падать. Время для осознания того, что модель близка к аварии, уменьшается. Чем меньше мощность, тем медленнее будет развиваться аварийная ситуация и больше шансов спасти модель. Поэтому неоправданное умощнение ничего хорошего нам не сулит.

Хватит про мощность. Перейдём к настройкам. Настраивать нужно как ДВС и как ни странно электродвигатели вернее регуляторы.

Запомните как "Отче наш".

Начнём с ДВС.

Если Вы умеете настраивать, то никаких секретов здесь нет. Настраиваем максимальные – холостые обороты отдельно по каждому двигателю. Не забываем про вертикальный тест. После того, как мы добились устойчивой работы двигателей по отдельности, нам нужно настроить их совместную работу. Дальнейшая настройка зависит от того какая у Вас аппаратура.

Если навороченная, и Вы можете обеспечить независимую работу привода газа с индивидуальными настройками по конечным точкам, и, при этом у Вас на эти оба, или больше каналов будет влиять триммер газа, задача состоит только в том, чтобы при ручке газа в минимуме обеспечить устойчивый режим холостого хода, а в положении максимальных оборотов полное открытие заслонки для каждого двигателя. Всё, этого будет достаточно.

Если же у Вас аппаратура не позволяет организовать таким образом управление – обращаю Ваше внимание, что обязательно должна быть возможность глушения двигателей с точки зрения безопасности. Вам остаётся только одно, либо через Y удлинитель, либо самодельный удлинитель задействовать все приводы из одного канал газа.

Дальнейшие Ваши действия будут зависеть от того, что для Вас приоритетнее - режим полного или малого газа.

Если это копия, то скорее всего, приоритет будет за режимом малого, если же это спортивная модель, то скорее всего приоритетнее для Вас будет режим полного газа. Итак, мы определились. Механически, регулируя длину тяг, добиваемся нужного положения заслонок в приоритетном положении. А как же быть с противоположным? Если у нас приоритет минимальных оборотов то устанавливаем такой расход по газу, при котором, до упора дойдёт заслонка на одном из двигателей. Если же у нас приоритет по полному газу, находим точку режима холостого хода при которой устойчиво работают все двигатели. Как только один из двигателей начинает работать с перебоями, чуть приоткрываем, добиваемся его устойчивой работы.

Вот и всё. Мне кажется, что это было сложнее описать, чем сделать в реале. Начнёте делать и всё у Вас получиться. Сделать это нужно один раз. Потом про это можно будет забыть.

С электродвигателями, вернее регуляторами все значительно проще.

Делаем калибровку регуляторов и программируем их на режим тормоза. Почему именно тормоза. Ответ прост, давайте вернемся ещё раз и добавим к имеющейся схеме вращающийся под напором воздуха винт. Дополнительно затеняется часть крыла, уменьшая несущие свойста крыла, создаётся дополнительный разворачивающий момент.