Lockheed P-38 Lightning – легендарный истребитель Второй Мировой войны. Уникальная двухмоторная компоновка, большая дальность полёта, высокая надёжность и потрясающая огневая мощь - ставят этот замечательный самолёт в ряд лучших многоцелевых истребителей того времени.
Идея постройки модели Р-38 вынашивалась давно, и вот два года назад Владимир Ногин привёз из Москвы две коробки «Richmodel P-38 Lightning 51.5'' Electric RC Airplane Plane ARF». Так на «Комендантском аэродроме» появилась пара двухмоторных Лайтингов.
Сборка модели не представляет труда, однако, двухбалочная схема самолёта и двухмоторная электрическая двигательная установка заставляют учитывать эти особенности.
Хвостовые оконечности балок фюзеляжа жёстко соединены через горизонтальный стабилизатор, а спереди они крепятся через съёмное крыло. Для сборки и дальнейшей работы с такой конструкцией очень удобно использовать стапель, склеенный из строительного 20мм пенопласта. Это позволяет фиксировать балки фюзеляжа, когда крыло снимается с модели.
Батарейные отсеки в балках очень короткие, и желательно ещё до вклеивания моторам, в моторных шпангоутах прорезать окна под аккумуляторы. Так решается проблема центровки и длины аккумуляторов.
Оба двигателя с регуляторами, сервы элеронов, рулей направления и руля высоты разнесены по обе стороны крыла и требуют для коммутации Y-разветвители. Комплект таких разветвителей требуемой длины был специально распаян для этой модели.
Приёмник удобно разместить прямо на крыле.
Поскольку используется пара регуляторов с встроенным BEC, у одного из них нужно «перекусить» провод питания приёмника (средний из трёх проводов)(можно не перекусывать, а при помощи острой булавки аккуратно достать провод с разъемом и заизолировать). Ну, и, конечно, перед полётами нужно обязательно откалибровать регуляторы.
Р-38 летает у меня уже два года, и за это время показал себя всепогодным самолётом - летом с колёс, зимой с лыж. Силовая установка модели потихоньку модернизировалась в сторону увеличения мощности и теперь это два вот таких комплекта: аккумулятор 3S 35C 1500mah, регулятор 40A, двигатель EMP C3542/1250, винт APS10х5. Винты вращаются в одном направлении, хотя был опробован и вариант с противоположным вращением. Особой разницы я не заметил.
Полёт модели впечатляет. Как и прототип, на земле и в небе Р-38 смотрится очень необычно.
Пилотирование Р-38 доставляет большое удовольствие, но и требует от пилота максимального внимания. Модель получилась скоростной, при снижении скорости есть склонность к резкому «сваливанию». Копийная раскраска приводит к тому, что в пасмурную погоду Р-38 буквально растворяется в небе.
Очень внимательным нужно быть при удалении на разворотах – легко теряется ориентация модели и велик шанс зарулиться.
Р-38 от «Richmodel» имеет относительно небольшой размер (размах крыла 1310мм) и высокую посадочную скорость, поэтому для полётов требуется достаточно ровная ВПП. В этом отношении для данной модели особенно подходят зимние полёты в лыжном варианте шасси.
Александр Кузнецов.