RC-TWIN.RU


Безопасное пилотирование двух – многомоторной модели

Самый опасный режим полёта

Управление двигателями

Распределение внимания

Разбег

Взлёт

Пилотирование

Посадка

Заключение

Самый опасный режим полёта.

Начнём, как ни странно, не куда и как рулить. А с того, что я считаю самым важным – определения, какой режим полёта будет самым опасным для двухмоторной модели. Вы должны избегать данного положения модели, либо минимизировать время нахождения моделия в таком положении. Ещё раз вернемся к схемам.

Самым опасным режимом полёта двухмоторной модели будет режим, при котором двигатели работают на полную мощность, а полётная скорость небольшая, при этом модель находится довольно низко и далеко. В этом режиме довольно значительная роль в создании подъёмной силы на крыле принадлежит принудительному обдуву. Как только на одной из консолей пропадает обдув, модель мгновенно сваливается на крыло. Отягчающим обстоятельством будет в такой ситуации разворот в сторону остановившегося двигателя. В этом случае консоль с работающим двигателей идет по внешнему радиусу, а с заглохшим по внутреннему. Это обстоятельство дополнительно увеличит дисбаланс подъёмной силы. Если не будет высоты, то спасти модель невозможно. Эффект равносилен тому, что Вы установите модель крылом на две подпорки, а затем выбьете одну.

Что нужно сделать, чтобы не попасть в такую ситуацию? Ничего сверхъестественного делать не нужно. Достаточно летать с такой скоростью, при которой, модель уверенно держится в воздухе, или даже чуть быстрее. Вот и вся премудрость. Сложно? Нет.

Управление двигателями.

Работу газом я отношу к одному из ключевых навыков безопасной манеры пилотирования. Работать газом нужно только плавно. Никаких резких движений. По большому счёту, работать газом плавно нужно и на одномоторной модели, но на двухмоторной это особенно актуально. Как ни странно на четырёхмоторной уже не так критично, но всё же лучше не злоупотреблять. Как может развиваться ситуация, если не соблюдать это правило и работаете ручкой газа быстро/резко:

  1. ДВС – плохо отрегулированный двигатель может заглохнуть, второй резко выйдет на высокие обороты.
  2. Электро – может сработать отсечка на одном регуляторе, второй выйдет на полные обороты. Я не проверял, но как радиоспециалист в прошлом, могу предположить, что такое будет и с одной ходовой батареей.
  3. ДВС – плохо отрегулированный двигатель медленно будет набирать обороты, второй же резко прибавит. Ситуация близка к описанной в первом пункте.
  4. Вы не заметили остановку одного двигателя или отсечку одного регулятора и из этого положения резко двинули ручку газа вперёд.

Если на это наложить самый опасный режим, описанный выше – гарантированные дрова при малой высоте.

В данном месте я бы рекомендовал вернуться к главе с описанием двигателей и переосмыслить мои рекомендации о выборе мощностис учетом выше изложенного. Работающий двигатель на полных оборотах двигатель - разбивает модель, чем он мощнее, тем меньше времени для принятия решения и сильнее разрушения при падении.

Распределение внимания.

Во время полёта невозможно быть постоянно в напряжении. Максимальная концентрация внимания должна быть при нахождении модели в "самом опасном режиме".

Практически это всё, что нужно знать для безопасного полёта. Остались мелкие штрихи, лёгкая полировка.

Разбег

Модель должна развить до отрыва максимально возможную скорость. Гоните модель по полосе на столько долго, на сколько можете. Если отрыв поизойдёт на малой скорости, сразу же после взлёта модель попадёт в самый опасный режим полёта - низко, медленно, полный газ и может быть далеко.

Взлёт

Только плавный копийный взлёт. Он выглядит красивее и безопаснее.

Пилотирование

Скорость - наш помощник и ангел хранитель. Все фигуры делаются на скорости, особенно повороты. Если Ваш маневр сопряжен с режимом малой скорости и большими оборотами, делайте его в зоне хорошей видимости и желательно на высоте одной ошибки. Только в крайнем случае низко, но имейте в виду, если остановится один двигатель, шансов спасти модель не будет. При этом максимальная концентрация внимания. Вы должны четко представлять, что будете делать, если ситуация станет развиваться по худшему сценарию.

Посадка

Начнём с захода на посадку. Мы вынуждены отпускать модель довольно далеко и при этом она будет довольно низко. Ситуация на самом деле не из приятных. Как мы можем застраховаться в такой ситуации от возникновения аварийной ситуации. Мы должны исключить влияние двигателей на полет, либо минимизировать это влияние. Достаточно попрактиковаться выполнять коробочку чисто на планировании, поддерживая нужную полётную скорость за счёт снижения модели. Корректировки должны выполняться небольшой работой газом. При такой манере пилотирования на посадке Вы можете увидеть, что стоит один двигатель только по винту во время касания или непосредственно перед ним, при этом модель будет вести себя вполне адекватно, не проявляя никаких тенденций к заваливанию, либо уходу с курса. Такие посадки я даже не считаю аварийными, на столько всё штатно.

Собственно посадка – ничего сложного. Крыло в обдуве, элероны прекрасно работают. Подвесить модель очень сложно. Может возникнуть проблема только с рулем направления однокилевой схемы, который первым из всех рулей перестаёт работать.

Заключение

В итоге давайте сформулируем основные принципы безопасного пилотирования двухмоторной модели.

  1. Плавная работа газом на всех стадиях полёта.
  2. Избегать или сокращать до минимума, время нахождения модели в самом опасном положении. Не сводите во времени полный газ, медленный полёт и малую высоту. Это самая убийственная комбинация.
  3. При первых вылетах не летайте медленно. Скорость и ещё раз скорость.

Вроде это всё, что вы должны знать. Как Вы видите, ничего сложного или сверх естественного нет. С моей точки зрения, пилот средней квалификации, выполняя эти правила, сможет довольно уверенно, а главное безопасно пилотировать модель.

Полагаю, что Вы уже самостоятельно в состоянии выработать сценарий действий, при отказе одного из двигателей. Тем не менее я настоятельно рекомендую прочитать и следующую главу, посвященную этому вопросу. Возможно Вы узнаете что нибудь новенькое и неожиданное.