Посадка - это совсем не сложно.

Посадка – один из сложнейших элементов пилотажа. Любой другой элемент или фигуру можно делать, можно не делать, но без посадки не обходится ни один вылет. Ситуация может осложняться сильным ветром, либо боковым ветром, либо сильным и боковым. Направление и сила ветра может поменяться во время вылета. Взлетали с ветром вдоль полосы, а за время вылета и направление изменилось, и сила увеличилась.

Умение пилота безопасно сажать модель в любых условиях – это залог долгой жизни его моделей и безопасности окружающих.

Описание маневрирования и посадки я разбил на три части.

  1. Пред посадочное маневрирование (коробочка).
  2. Заход на посадку (глиссада).
  3. Посадка.

Полагаю, что таким образом легче будет и объяснять и легче будет в понимании.

Вначале дано описание без ветра, затем будем добавлять ветер вдоль полосы и в завершении строго боковой.

Начнём с посадки в штиль, без ветра.

Коробочка.

Может выполняться как с левыми (синяя стрелка), так и правыми (розовая стрелка) виражами. При всей кажущейся простоте такого маневрирования, без тренировки сходу вряд ли получится. Давайте рассмотрим все фазы этого манёвра.

Первая фаза.

Это пролет над полосой. Модель должна пролетать ровно по центру полосы. Не должно быть ухода ни влево, ни вправо. Это практически тренировка посадки. На посадке модель должна идти ровно по этой же траектории.

Вторая фаза.

После пролёта полосы, модель делает либо правый, либо левый вираж. Всегда от пилота и никогда за спину. За спину, нельзя залетать ни при каких обстоятельствах, ни на посадке, ни во время полёта. Далеко отлетать от полосы нет смысла, но и укорачивать эту фазу не стоит, так как она определяет длину четвёртой фазы.

Третья фаза.

Отлетев на комфортное расстояние модель, поворачивает ещё раз на 90 градусов и летит параллельно полосе. Важно не уводить модель к себе, но и отдалять от себя модель не следует. Чтобы перед третьим поворотом модель не оказалась очень далеко, на грани видимости.

Четвёртая фаза.

Ничего особого в ней нет, но окончание этой фазы, а именно вираж в завершении, ключевой момент всего маневра. После поворота модель, в идеале, должна лететь строго по центру полосы и, без значительных доворотов перейти в первую фазу. Это один из самых сложных и важных моментов всего пилотирования по коробочке. Поворотом на полосу завершается маневр полёт по коробочке.

Тренировать полёт по коробочке нужно как с левыми, так и правыми виражами, до тех пор, пока модель не станет летать как по шаблону.

Глиссада.

Фаза номер 5 на нашей схеме.

Данный маневр состоит из трёх частей.

  1. Снижение.
  2. Выравнивание.
  3. Удерживание.

Снижение.

После завершения четвёртого поворота модель переходит к активному снижению (зеленая часть траектории). Важно не увести модель в сторону. Для тренировки достаточно летать по коробочке и с каждым пролётом над полосой снижаться всё ниже и ниже.

Выравнивание.

Второй ключевой элемент маневрирования (синяя часть). Этот элемент не что иное, как переход от снижения к удержанию. Выделен он из-за его значимости и сложности. Трудно сделать не само выравнивание, а выполнить его на нужной высоте, слишком высоко плохо, модель не попадёт на высоту удержания, низко тоже плохо, модель может удариться шасси об землю и подпрыгнуть, получится «козёл». Иногда модель делает подобие "козла" и без касания земли (почему это происходит будет понятно чуть позже) . Оптимальная высота выхода из выравнивания равна размаху крыла, не точно до сантиметра, но очень близко.

Удерживание.

Полёт модели на высоте размаха крыла. Полёт происходит на границе начала действия эффекта экрана. Назначение данного элемента – погасить скорость, которую модель приобрела во время снижения. Какое то время модель будет лететь на этой высоте, но по мере уменьшения скорости начнёт снижаться – это и будет момент перехода к заключительной стадии посадки.

Посадка.

Состоит из трёх фаз.

  1. Парашютирование.
  2. Касание.
  3. Пробежка.

Парашютирование.

Начинается с уменьшения высоты полета в режиме удержания. Особенность этой фазы в том, что модель входит в зону действия экрана. В этой области по мере приближения модели к земле возрастают несущие свойства крыла. Модель уверено держится в воздухе на скорости меньше полётной. Это происходит за счёт того, что под крылом из-за близости земли создается уплотнение воздуха, на котором собственно и держится модель. По мере снижения модели руль высоты должен прогрессируемо подниматься, модель должна плавно поднимать нос. При этом модель должна плавно снижаться, при первых же признаках увеличения высоты, подъём руля должен сразу же уменьшаться. Если этого не сделать, модель поднимется, выйдет из зоны действия экрана, несущие свойства крыла уменьшаться, вплоть до полного срыва в штопор, что чревато значительными разрушениями модели. Почему ещё важно погасить скорость в режиме удержания. Если Вы войдёте в зону парашютирования на большой скорости, воздух под крылом сожмётся как пружина и выбросит модель вверх (получается "козёл" без касания земли). Опасность этого в том, что модель выбрасывается под большим углом атаки. Эффект похож на действие сжимаемой пружины. Вывод: не форсируйте посадку модели, она не сядет, пока сохраняется значительная скорость. Если Вы делаете всё правильно – модель поднимает нос, скорость снижается по мере подхода к земле.

Касание.

При правильно выполненном парашютировании модель с поднятым носом, на очень малой скорости касается земли. Главное не мешать ей сесть, и она сама сядет плавно и красиво.

Модель с хвостовым колесом должна касаться земли всеми колесами. Если Вы сажаете модель только на основные стойки – это значит, что у Вас скоростная посадка. Ничего страшного в этом нет, но в момент касания, или сразу после, пока ещё сохраняется значительная скорость, при добавлении руля высоты, модель может оторваться от земли, получится «козёл». Поэтому очень важно при такой посадке не перетянуть ручку на себя. От трения колёс модель быстро замедляется и опускает хвост.

Модель с носовым колесом должна садиться на основные стойки с поднятым носом. При такой посадке, после касания силы трения тормозят модель, скорость падает, модель плавно опускает нос на переднюю стойку. Угол атаки крыла уменьшается, предпосылок для «козления» нет.

Если Вы посадили модель на все три стойки сразу – в начальный момент модель имеет значительную скорость, любая неровность, попавшая под носовое колесо, может вызвать подскок носа, перевода крыла на больший угол атаки и отрыв модели от земли. Получится «козёл». Модель гасит скорость быстро, поэтому время такого положения не большое, но, тем не менее, вероятность «козления» довольно высока.

Самый худший вариант это касание земли только носовой стойкой. Пружинит сама стойка, после отскока от земли модель переводится на большие углы атаки, что дополнительно поднимает модель, гарантированный «козёл», если удар сильный и скорость большая модель может подпрыгнуть довольно высоко, завалиться на крыло, сильно пострадать. Таких касаний нужно избегать, в лучшем случае погнутая стойка, в худшем сломанное крыло и возможно фюзеляж.

Что же делать, если избежать козла не удалось.

  1. Плавно прибавить газ.
  2. Ручку высоты от себя.
  3. Сгладить горб "козла" и плавно подойти к земле.

Если не дать газ и при этом держать ручку высоты на себя, то модель будет делать несколько неуправляемых подскоков с вероятностью завала на крыло со всеми вытекающими последствиями. При резкой прибавке газа, модель может перевернуться на спину, либо получить значительный крен. Характер реакции двухмоторной модели, при разном разгоне двигателей, будет подобен реакции на остановку одного из двигателей.

Касание модели должно быть в определённом секторе относительно пилота. Недооценка этого момента сильно сказывается на качестве касания.

    Я выделяю три зоны:

  1. Недолёт (Красная зона).
  2. Оптимальная зона. (Зеленая зона).
  3. Перелёт (Желтая зона).

Недолёт.

Сложность правильно выполнить касание в этой зоне состоит в том, что пилот видит только линию крыла, стабилизатор не видно. Из фюзеляжа виден только нос, вся остальная часть фюзеляжа закрыта крылом. В этом секторе трудно определить положение модели и её скорость. Из–за этого довольно сложно провести плавное касание и обойтись без «козления».

Ситуация осложняется тем, что очень трудно понять модель над полосой или в стороне. При таких посадках модель часто касается земли в метре - полуметре от полосы.

Оптимальная зона.

Находится непосредственно перед пилотом или чуть назад и относительно далеко простирается вперёд. В этом положении пилот отчётливо представляет положение модели и её скорость.

Перелёт.

В этом положении пилот довольно сносно контролирует положение модели. Модель видна вся, а не только полоска от крыла, как в случае недолета. Труднее только оценить высоту над землёй по сравнению с оптимальной зоной, но если все делать правильно, а именно при подъёме руля высоты не давать модель переходить в набор высоты, то она, скорее всего, сядет мягко. Проблема может только возникнуть на пробежке из–за нехватки полосы.

Пробежка.

После касания продолжайте выдерживать прямолинейное движение модели вплоть до полной остановки. Не торопитесь резко разворачивать модель – это чревато погнутыми стойками и сорванной обшивкой с законцовок крыла.

Запомните – полёт модель заканчивается только после полной остановки модели. Только после полной остановки модель разворачивается и рулится либо в техзону, либо к пилоту.

Собственно это всё, что с моей точки зрения нужно знать для того, что уверенно сажать модель на полосу.

Сажать модель в штиль это основной навык, который нужно отрабатывать. Важно не только выработать, но и постоянно его поддерживать.

Посадки с ветром не намного сложнее, чем в штиль, нужно только понимать, что делать и почему. Об этом будет в следующих двух частях.